М.В. Главнова - педагог - организатор МОУ "Чистопольско - Высельская СОШ" Внеклассное мероприятие с применением ИКТ "Знатоки права" Форма: конкурсная программа Возраст участников: 12 - 15 лет Цель: 1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мне¬ние, отстаивать свою точку зрения. Задачи: • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Оборудование: • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор. • Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word. Для команд: чистые листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, бумага А3, отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, листы с кроссвордом брошюры Конвенции лист впечатлений ХОД ИГРЫ Представление команд: 1. Совет Дела детского коллектива «Город Детства» (Ф.И. должность) 2. Детская Городская Дума (Ф.И. должность) Презентация Слайд № 1 Сегодня нашу встречу посвятим теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой - 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В этом году - этой дате 20 лет. Слайд № 2 Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и при-стальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка. Возникает вопрос, до какого возраста человек является ребенком? (ответы детей) Слайд № 3 В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Слайд № 4 (у учащихся на столах) Перечень с надписями прав ребенка: Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка) Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Давайте поговорим о Конвенции прав ребенка в игровой форме. Конкурсная программа РАЗМИНКА Слайд № 5 1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь: 1) от самого ребенка; 2) от его родителей; 3) от государства. Слайд № 6 2. Право на выбор занятий и объединения есть: 1) у каждого; 2) только у взрослых; 3) у учащихся школ. Слайд № 7 3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если: 1) с этим согласны его родители; 2) это не приносит вреда государству; 3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества. Слайд № 8 4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста: 1) 8 лет; 2) 10 лет; 3) 12 лет; 4) 16 лет. Слайд № 9 5. Квартира принадлежит отцу семилетнего ребёнка. При разводе ребёнок жил с матерью в другой квартире. Имеет ли он право на жильё отца? 1) нет, если отец возражает; 2) да, при достижении 16-летнего возраста; 3) да, если мать не возражает; 4) дети имеют право на жилое помещение, которое занимает собственник жилья. Слайд № 10 6. Отец ребёнка без вести пропал и признан судом умершим. Имеет ли ребёнок право на наследство? 1) да, но только с 16 лет; 2) нет; 3) имеет право; 4) в Законе о правах ребёнка этот вопрос не рассматривается. Слайд № 11 7. Классный руководитель в категорической форме заявляет ученику: «Ты живёшь в другом микрорайоне, изволь забрать документы и перейти в школу, которая расположена рядом с твоим домом. Права ли она? 1) да, если ученик плохо успевает; 2) да, если ученик плохо себя ведёт; 3) нет, если обучение в школах идёт на разных языках; 4) нет, т. к. каждый ребёнок имеет право на выбор учебного заведения. КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев” Слайд № 12 - 19 Права литературных героев 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди» 2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка» 3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. ОТВЕТ - «Гуси- лебеди» 5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? ОТВЕТ - «Айболит» 6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью» 7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство? ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане» 8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования? ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Слайд № 12-19 - ответы на вопросы викторины КОНКУРС № 2 - Кроссворд Слайд № 20 По горизонтали: 1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 – летнего возраста. 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься … деятельностью. 3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? 4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. По вертикали: 1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. ( На слайде кроссворд такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.) Слайд № 21 Ответы кроссворда: КОНКУРС № 3 - Ситуации «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» Слайд № 22 Ситуация 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? С какого возраста несовершеннолетний может быть трудоустроен? (с 16 лет: по особому случаю с 14 лет) Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК. Вопрос. Назовите необходимые условия приема 14-летнего подростка на работу: а) достижение 14-летнего возраста: б) согласие хотя бы одного из родителей: в) выполнение работы только в свободное от учебы время. Слайд № 23 Ситуация 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ПДН. Вопрос. С какого возраста наступает административная ответственность? (с 16 лет) Вопрос. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет) Слайд № 24 Ситуация 3. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Вопрос: Будут ли ребята наказаны? Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС № 4 «Нарисуй статью» Задание: выбрать и нарисовать одну из статей Конвенции о правах ребёнка. Слайд № 25 КОНКУРС № 4 Эскиз обложки (коллаж) Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились. Для этого вспомните, какой организацией он был принят? Когда? Как называется документ? Когда команды приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка. Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. По граждановиденью они как раз изучали свои права. И вот подруга стала мне на них жаловаться: «Мои дети стали слишком грамотные». В доме звучат такие диалоги: — Сходи за хлебом в булочную! — Не имеешь права эксплуатировать ребенка. — Вымой посуду! — Не имеешь права использовать детский труд. — Помой руки! — Это насилие над личностью! — Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю. — Это проявление жестокости. Вот такая неразбериха, настоящий «ералаш». Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей. Каждому праву соответствует обязанность. Слайд № 26 Обратим внимание на слова Карла Маркса – «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Наше резюме: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. Слайд № 27 АНКЕТА Спасибо за работу! Три товарища (курдская сказка) Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего. Спросил одного: - Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший? - Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя: - Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его. - След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки. Наконец хозяин вызвал третьего: - Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать. - Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ: - Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам: - Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя. Удивились гости. А хозяин говорит: - Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано... Вывод прост: относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И ещё: главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком. Кроссворд По горизонтали: 1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 – летнего возраста. 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься … деятельностью. 3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? 4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. По вертикали: 1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка) Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. |